На практике часто приходится иметь дело с ситуациями, в которых необходимо сварить между собой две детали, выполненные из разных типов металла.
Например, очень часто, в электротехнической промышленности, особенно, приходится соединять между собой стальные и алюминиевые конструкции, которые в итоге должны соединяться в единое целое. Этот процесс, на самом деле, весьма затруднен, так как физико-химические свойства алюминия очень отличны от тех же свойств стали. Но все же на практике такую сварку выполняют.
Так, чаще всего для этого применяется аргонно-дуговая сварка, с использованием вольфрамового электрода. Для начала необходимо правильно подготовить две детали. Так, стальную деталь необходимо сделать с двусторонним скосом кромок, под углом 70°, потому как именно благодаря такому углу, будет достигаться максимальное значение прочности соединения. Кромки перед сваркой, должны быть тщательно очищены механически, например, с применением пескоструйного аппарата, или же с применением химического травления. Однако, нельзя использовать дробеструйную очистку, так как на поверхности металла могут остаться окисные пятна.
Теперь непосредственно о технологии сварки. Допустимо использование стандартных сварочных аппаратов (например, типа УГД-300), но с обязательным использованием вольфрамовых электродов. Диаметр электродов составляет около 2-5 мм, а аргон, необходимый для сварки, обязательно должен быть первого или второго сорта. Одной из особенностей при сварке алюминия и стали, является расположение дуги. Сначала, она должна быть расположена на присадочном прутке, то есть это во время наплавки первого шва, а затем, дуга должна располагаться на присадочном прутке и валике, который образуется во время сварки. Как только появиться начальная часть валика, дугу необходимо зажечь вновь. А при сварке встык, дуга ведется по кромке алюминиевой детали, а вот во время присадке, дуга должна располагаться на кромке стального изделия, чтобы жидкий алюминий смог натечь на поверхность стали.
Также следует соблюдать следующие параметры во время сварки стали-алюминия:
Также важна и скорость, при которой будут связываться детали. Например, для выполнения первых слоев сварки, скорость должна быть порядка 7-10 м/ч, а при последующих, скорость сварки должна быть интенсивнее – около 12-15 м/ч.